Новости

Все новости

«ЗОЛОТОЙ ВЕК» в пространстве литературы

04.08.2022

- Олег Евгеньевич, только что завершилось путешествие «Золотого века» в Царское Село, Ясную Поляну и Михайловское. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями…

- Если говорить одним словом, то счастье… у нас получилось свободное, красивое художественное высказывание. При этом - отличное от тех концертов спектаклей, которые мы играли на огромных площадках БКЗ «Октябрьский» и ГКД.

- Но ведь площадки в Ясной Поляне и в Михайловском тоже были совсем не маленькие…

- Да, продюсер сказал бы «тысячники», но это другие площадки, погруженные в пространство русской литературы. Станиславскому принадлежит уже затертая фраза «Театр начинается с вешалки», но на самом деле он начинается гораздо раньше. Примерно за два квартала от театрального здания. Вот когда я выхожу из Большого театра, вижу Театральную площадь, фонтан, купола Заиконоспасского монастыря, эта прекрасная картина - еще продолжение увиденного. Так же и с нашим «Золотым веком» в усадьбах – их пространство и начало, и продолжение спектакля. И в нашем случае люди ехали не только к нам, но и к Александру Сергеевичу, и ко Льву Николаевичу, скорее даже к Александру Сергеевичу и ко Льву Николаевичу, а уж потом к нам.

- Насколько к вашим спектаклям применим такой термин, как period eye (взгляд эпохи)?

- Книге Майкла Баксендолла, в которой появился этот термин, уже 50 лет, и сами слова «взгляд эпохи» уже стали стимулом для огромного количества исследований. Баксендолл пишет, что люди прошлого очень многое видели по-другому, что стиль эпохи неразрывно связан с ее духовной жизнью. И вот тут возникает новый вопрос: поймем ли мы духовную жизнь эпохи, погрузившись в ее стиль, насколько схожими будут герои нашего «Золотого века» в Царском Селе, где все полно памятью о победах екатерининского времени, в Ясной Поляне, где писалась «Война и мир», в Михайловском, где Пушкин писал «в глуши, во мраке заточенья»? Могу сказать, что герои были разными. Вообще, само по себе музейное пространство в чем-то пространство мифа. Но в этом пространстве происходит то, что описано Шекспиром: "Что он Гекубе? Что ему Гекуба? А он рыдает." И мы пытались бесстрашно протянуть нить от «Золотого века» в двадцать первый, предвидя который Баратынский написал «век шествует путем своим железным». Надо еще отметить, что спектакль в «Царском селе» кардинально отличался от двух последующих тем, что был поставлен не в усадьбе, не в поместье, а в дворцовом павильоне. Царскосельское пространство устроено совсем по другим законам, оно одновременно возвращает нас в восемнадцатый век (Золотой век для Пушкина) и в век Серебряный. Там сразу возникает головокружительное количество аллюзий, подтекстов, коннотаций…

Отмечу и еще одну важную для меня вещь: в Царском Селе в «Зале на Острову» прекрасная акустика, поэтому там концерт прошел без микрофонов – практически аутентично пушкинскому времени – это тоже очень ценный опыт. Говоря же про Ясную Поляну и Михайловское, хочу вспомнить три книги «Старые усадьбы» Н.Н. Врангеля, «Венок усадьбам» А.Н.Греча и «Художественные сады» А.Э.Регеля. В них с огромной любовью описываются «дворянских гнезд заветные аллеи», сады, парки, статуи, беседки…но все эти описания пронизаны грустью по уходящей эпохе. Авторам кажется, что все ушло в прошлое и стало просто частью истории.

Дворцов и замков свет, дворцов и замков,

цветник кирпичных роз, зимой расцветших,

какой родной пейзаж утрат внезапных…

Но когда мы сейчас приезжаем в Михайловское, Ясную Поляну, Тарханы, Воробьёвку, то с радостью видим, что усадьбы живы. Это не застывшее заархивированное пространство, нет. Там идет своя интересная, наполненная жизнь. Туда приезжают гости, бывает, что ведется хозяйство, ставятся спектакли, звучит симфоническая музыка, поются романсы…

- И при этом надо сказать, что русский романс удивительным образом вписывается в любые музейные пространства…

- Естественно. Этот жанр открыт и красив. Следовательно, будет уместен и органичен в любом интерьере. К тому же, как я уже говорил в интервью журналу «Музей», бОльшая часть текстов и мелодий русского романса написана людьми с гимназическим ( то есть классическим гуманитарным) образованием, которые помнили все великие сюжеты о любви, ревности, возвращении на родину и тоске по ней, судьбе и роке, и это еще одно объяснение и его органичности в любом музейном интерьере, и архетипичности, и современности при этом. Петр Вайль написал когда-то о попытках понять ушедшую эпоху: «Бах тот же. Мы - другие» …-

Удивительно, что он написал это в эссе об Иннокентии Анненском…

- Да, о стихотворении «Среди миров», ставшем одним из прекраснейших романсов. Но хотя мы и другие вера, надежда, любовь, прощение и милосердие те же. «Золотой век» весь, собственно, об этом. И я очень хочу поблагодарить моих дорогих коллег: Дмитрия Антипова, Данила Можаева, Галину Гармаш, Оксану Шилову, Екатерину Сергееву, Ирину Шабалову, Анастасию Вечеркину, моих дорогих музыкантов, сотрудников музеев Царское Село, Ясная Поляна, Михайловское, Росконцерт, Министерство культуры и всех, кто помог состояться этому проекту.

- «Золотой век» - вторая часть задуманного Вами проекта. «Серебряный век» - «Золотой век» - «Ар-деко». Что ждет зрителей в третьей финальной части?

- В третьей финальной части зрителей ждет погружение в мир Ар-деко – последнего большого стиля в искусстве. Вообще мне очень нравится одно из определений этого периода, гласящее, что Ар- Деко «состоит больше из вкуса, чем из стиля». И тут важно отметить вот какую вещь. Когда мы говорим про Ар-деко, перед нами в первую очередь встают визуальные образы: небоскребы, работы Эрте, Сони Делоне, Тамары Лемпицка. Дмитрий Чипаруса. К ним можно добавить книги Фицджеральда, Хемингуэя, Вудхауса… но мы собираемся говорить о музыке этого стиля: танго, фокстротах, романсах, а об этом пока очень мало сказано. 

- Не планируете ли Вы соединить потом все три проекта в трилогию?

- И показывать потом три вечера подряд? Да, это было бы интересно, а будущее покажет – возможно ли.

Интервью подготовлено пресс-службой артиста.

Цитирование материалов должно сопровождаться активной гиперссылкой на официальный сайт pogudin.ru.  ©