- Мы не планировали открывать сезон этой программой, так сложились обстоятельства, и можно сказать, что сложились промыслительно. Конечно, выступление в год юбилея Петра Ильича в Клину это уже некий камертон ко всему сезону.
- А как возникла идея соединить в одном концерте романсы Чайковского и русский городской романс?
- Искусствоведы, и Асафьев, и Келдыш, и Васина-Гроссман, давно написали об интонационном и мелодическом родстве романсов Петра Ильича и русского городского романса. Но одно дело - научные труды, а другое - воплощение этого тезиса в художественном делании.
И в концерте было 11 романсов Чайковского и 5, я бы сказал, сопутствующих ему. И, мне кажется, что это соседство было очень органично. Романс - песня Серебряного века. Романсы Петра Ильича - вершина этой песенной культуры. И в истории они остались вместе.
Но есть и вот какая вещь. Чайковский писал романсы еще не будучи классиком, и они вливались в общий поток романсового творчества. Очень интересно читать критиков того периода: как они оценивают "Пиковую даму", как моментально становится популярным романс "Нет, только тот, кто знал", как уже после смерти Петра Ильича складывается устойчивое словосочетание "Чайковский-Чехов" для описания конца девятнадцатого века. А в 1918 году даже беспощадный в оценках Бунин уже говорит: «Человек, который одной музыкальной фразой дал почувствовать целую эпоху, целый век — должен быть очень большим».
А когда началась эра грамзаписи, что первым было записано? Ария Ленского, куплеты Томского, потом вся "Пиковая дама". А тиражи пластинок были очень солидные.
- Давайте поговорим о стихах. Прозвучало три стихотворения...
- Северянина, Адамовича и Пастернака. И когда я составлял программу, то, естественно, исходил из художественной логики. А потом увидел, что получилась еще и логика историческая. Посмотрите на годы написания стихотворений - 1927, 1931, 1943. То есть мы видим, как Чайковский входит в культуру, как его имя становится как теперь модно говорить знаковым, практически отождествляемым с русской музыкой.
Северянин помещает стихотворение, начинающее словами "Сыграй мне из "Пиковой дамы", в сборник "Классические розы", из которого мы все помним одноименное стихотворение:
В те времена, когда роились грезы
В сердцах людей, прозрачны и ясны,
Как хороши, как свежи были розы
Моей любви, и славы, и весны!..
- И возникает тема "классики"...
- Для людей того поколения классиками были Овидий, Вергилий и Гораций. И только крушение Российской империи заставило их, осмысляя ее культуру, начать утверждать новый "классический" пантеон. И да, после 1917-го, Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Глинка, Чайковский - классики.
Адамович говорит о Чайковском в стихотворение, перекликающемся с лермонтовским "Нет, не тебя так пылко я люблю...".
А Пастернак в 1943 году подытоживает: "осенние сумерки Чехова, Чайковского и Левитана". В военном 1943 году, когда особенно ясно, что надо "сохранить русскую речь, великое русское слово"...
- А еще 1943-й год - год 50-летия смерти Петра Ильича...
- Прошло время и народ сам назвал своих классиков.
21 ноября 1943 года в Клину в возрождаемом музее состоялся концерт, посвященный памяти Петра Ильича. Антонина Васильевна Нежданова пела романсы Петра Ильича, за роялем был Николай Семенович Голованов, в зале присутствовал Борис Владимирович Асафьев.
- Петр Ильич ничего не писал для такого состава музыкантов, как у Вас, хотя бы потому, что тогда не было баяна...
- Да, поэтому Андрей Иванов сделал ряд прекрасных аранжировок романсов и других произведений Петра Ильича. Но ведь дело в том, что баян, как и городской романс - ровесник Серебряного века, мандолина - модный в то время инструмент, так что состав ансамбля у нас тому времени аутентичен и созвучен.
При этом в аранжировке, цитируя Андрея Иванова, соблюдаются правила голосоведения, которым следовал и Пётр Ильич, так что мы абсолютно адекватны замыслу автора. А в сочетании с фортепиано Олега Вайнштейна мы точно соответствуем стилю эпохи.
- Можно ли сказать, что у вас получился концерт-спектакль?
- Мне бы этого хотелось. Петр Ильич очень любил театр, и я даже возьму на себя смелость сказать, что ему удалось создать "театр Чайковского". Ведь не зря искусствоведы называют его оперы музыкально-психологическими драмами.
Сам Петр Ильич писал: ""Сценичность я понимаю совсем не в нагромождении эффектов, а в том, чтобы происходящее на сцене трогало и вызывало сердечное участие зрителей".
Вот такое сердечное участие зрителей вызывают и его романсы, многие из которых похожи на театральные монологи, взять хотя бы "Страшную минуту". Это важно нам для работы, а зрителя-слушателя в произведениях Чайковского любой формы трогают живые интонации, привлекают чистые и глубокие эмоции.
Но для всех нас это еще и та музыка, которую мы слышим с детства, тот музыкальный язык, на котором мы привыкли думать и то, на что всегда отзывается наше сердце.
Вообще, если продолжать тему классики и театра, надо сказать, что за время работы над онлайн-концертами, о которых я надеюсь еще поговорить в дальнейшем подробнее, я по-новому оценил то, какими подлинными и мощными скрепами являются наши культурные ценности: язык, музыка, театр. И, конечно для русского артиста петь русскую музыку на русском языке - это всегда счастье.
Фото: Виталий Татаринович
Интервью подготовлено пресс-службой артиста.
Цитирование материалов должно сопровождаться активной гиперссылкой на официальный сайт pogudin.ru. ©